среда, 8 ноября 2017 г. 09:18:18 (MSK)

Iceland.

Идея эта блуждала давно. Годами собирались какие-то ссылки на отчеты, тырились разные электронные книжки, как-то прикидывался бюджет, но до практической реализации не доходило.

В какой-то момент в 2016 году обозначились правильные люди с пересекающимися планами и теоретические разговоры быстро перешли в практическую плоскость.

В концепции сошлись довольно быстро: хотим ехать своими колесами. А это однозначно приводило нас к парому туда и обратно и самолет для женщин и целого отряда детей.

Первые же практические шаги в октябре 2016 вылились в предоплату парома и покупку билетов на самолеты.

Паром MS Norrona: http://www.smyrilline.com/destinations/iceland

Все-таки мне хочется думать про нее как про Mrs, т.е. миссис, потому что она большая такая, зрелая женщина, может даже бабушка, которая неторопливо и терпеливо делает свою тяжелую женскую работу.

В процессе бронирования парома пришлось общаться с девушками over email и в чате на сайте. Барышни вполне отзывчивые и коммуникабельные.

Лайфхак #1: предоплата парома может быть не более 25%. Остальные 75% вносятся за 30 дней до отплытия.

Лайфхак #2: мы оплатили двухместные каюты с окнами и трехразовым питанием. Это вариант мажоров. С чисто практической точки зрения в условиях экономии средств можно обойтись вообще без каюты, ночуя в спальнике где-то в общественных местах, благо доступ к местам общего пользования открыт. В предоплате питания тоже не усмотрел никакого смысла. Наоборот, отсутствие такой предоплаты добавляет гибкости: хочешь ешь, не хочешь -- не ешь. Завтраки и обеды средней степени отвратительности. Ужинать можно в настоящем ресторане с соответствующим ценником.

Лайфхак #3: длину и высоту автомобиля никто не измеряет. Так что если есть небольшие(!) отклонения от стандартных размеров, то ничего страшного.

Лайфхак #4: имеет смысл взять с собой "драмину", чтобы минимизировать неприятные последствия качки. Совершенно необязательно, что они будут, но запас карман не тянет. Употребить заранее.

На пароме действует время Фарерских островов, т.е. UTC+0, или на час меньше, чем в Дании. Принимают пластик или датские кроны.

Далее в процессе подготовки прочтено тонны отчетов, путеводителей, отсмотрены гигабайты фотографий, затерты до дыр google maps и osm, написаны сотни email друг другу и тысячи сообщений в чатиках. В общем, девять месяцев подготовки не проходят даром -- в какой-то момент этого "увлекательного" процесса подготовки мне показалось, что все достопримечательности Исландии я уже видел, везде побывал и ехать туда для меня не имеет смысла.

Я, кстати, никогда не понимал утверждения, что подготовка к поездке чуть ли не увлекательней самой поездки. Для меня это почти всегда изматывающее занятие. Чтение чужих отчетов, попытки запомнить и упорядочить незнакомые топонимы, соотнести их с фотографиями, спланировать суточные пробеги с учетом многих нюансов, ночевки, питание -- все это дикая нагрузка на когнитивный аппарат, которая выматывает меня тем больше, чем больше экипажей в составе группы, т.к. ко всему прочему нужно учесть разные интересы и предпочтения и другие индивидуальные моменты. Да, конечно, в процессе приходится осваивать массив информации, который делает перемещение по новой местности более осмысленным. Но, честно говоря, с удовольствием бы просто прослушал компактные справки о фактах и местности, если бы кто-то их подготовил вместо меня.

Отдельно стоит отметить величие Аллаха. Только благодаря ему все участники оказались крайне вменяемыми, поэтому никаких проблем со слаженностью у нас не было. А ведь в компании людей, с которыми тебе комфортно, в общем-то все равно куда ехать.

Итак, у нас три машины, которые добираются своим ходом, и еще один экипаж на арендованной в Рейкьявике машине. У нас вторая декада июля 2017, а это значит, что пора.

Ну, пора, так пора, тут ничего не попишешь. Неспеша за три дня добрался до северной оконечности Дании, проделав около 2600км по асфальту по абсолютно стандартному маршруту: Москва - Белорусия - Польша - Германия - Дания. Обычный доездинг, ничего примечательного.

В милом датском городке Йерринге я оказался с небольшим опережением графика, что позволило мне полдня покататься по окрестным пляжам, благо погода была чудо как хороша, не считая сильнейшего ветра, сбивающего с ног.

На следующий день дождался моих напарников, символически отметили встречу и, переночевав, погрузились на паром, подивившись обилию и разнообразию подготовленной техники, от отечественных "нив" на немецких номерах до монструозных автодомов на базе MAN-ов, следующих из континентальной Европы в Исландию.

Двое суток на пароме прошли в обычных непотребствах. Отмечу, что большую часть из этих двух суток делать на пароме нечего.

Да, там даже есть небольшой спортзал и бассейн, есть кинотеатр, есть игровые автоматы и игровая зона для детишек, но если на плече "туда" мы еще как-то пытались разнообразить досуг, то на плече "обратно" лично я все двое суток проовощил, пытаясь отоспаться перед пробегом в Москву.

Далее организованная и в темпе высадка, и мы в Исландии. Кстати, тут нас ожидал приятный сюрприз в виде полного отсутствия таможенного контроля, что сняло напряжение в вопросе провоза тушняка и других "подозрительных" продуктов, с которыми мы морально готовы были на этом этапе расстаться. Не уверен, что это система. Возможно, что нашему рейсу просто повезло.

В этой точке нам нужно было пересечь весь остров с востока, места приходя парома, на запад, в Рейкьявик, куда прилетала вторая половина команды. Логического объяснения зачем паромы приходят в восточную часть острова, когда основное население, аэропорт, да и большая часть экономики страны сосредоточены на западе, мы так и не нашли. Но тем не менее -- 700+ км по северному полукольцу, которое образует асфальтовая трасса А1, опоясывающая весь остров и вечером мы оказываемся на юго-западной оконечности острова.

Стоит отдельно отметить, что южное полукольцо гораздо более видовое. Если рассматривается альтернатива между северным и южным обходом, то при прочих равных выбирать нужно южное направление.

Связь. Про УКВ/CB я не буду распространяться, это и так понятно. Опробованы симкарты испанского orange. Они оказались вполне работоспособными в нужной нам части Европы и в Исландии. Не менее рабочая альтернатива -- карты местных операторов. На момент нашей поездки за 23 евро можно было купить prepaid план с 10GB трафика, которым мы активно пользовались для коммуникаций разного рода.

Не буду утомлять подробностями о наших перемещениях. Маршрут более или менее стандартный для первого раза. Хотел бы остановиться на тех моментах, которые лично мне бы помогли на этапе планирования. Надеюсь, поможет и вам.

Ночевать где попало не получится. Только цивизилованный вариант: от гостиницы пять звезд и до кемпингов. Просто встать где-то в сторонке и переночевать не выйдет. Ну, т.е. может повезет и получится, но вот у нас не получилось. Поэтому лучше такой вариант не планировать вообще.

Движение вне дорог активно не поощряется. И вообще, любая человеческая деятельность вне оборудованных площадок или обозначенных марштутов движения. Это не пустые слова, могут быть неприятности. Исландцы трепетно относятся к своей земле. Тем более те, в чьи обязанности это входит по долгу службы.

Собственно, именно поэтому я и сомневаюсь в применимости подготовленной техники 4x4 по прямому назначению. Впрочем, на этот счет есть альтернативные мнения, но никаких прямых доказательств этой точки зрения приведено не было. При этом в местном автопарке совсем ненулевое число автотранспорта на чудовищных 46+ колесах.

Исландия, с одной стороны, крайне малонаселенная страна. Триста тысяч жителей, из которых двести тысяч сосредоточены в районе Рейкьявика. Но одновременно с этим Исландия стала очень популярным направление для туризма, о чем говорят 2.5 миллиона туристов в год. И бОльшая часть этих туристов приезжают в летние месяцы. Можно представить, какая нагрузка на не слишком развитую туристическую инфраструктуру и какое давление такой поток оказывает на местных жителей.

На полуострове Гардур, в районе маяка в соседнем здании ресторана офигенный музей, где заботливо собрана масса экспонатов, так или иначе связанных с Исландией: от предметов домашней утвари до NMT коммутатора, который обслуживал всю(?) Исландию. Обнаружен этот музей был случайно, но я очень пожалел, что у нас не было достаточно времени все там как следует посмотреть.

Место стыка Североамериканской и Европейских плит -- это довольно унылое место, можно смело скипать. Водопад Gullfoss имеет смысл смотреть, как и долину гейзеров.

На южном участке от А1 от Рейкьявика до Вика в сезон очень много туристов. Будьте готовы к настоящим очередям к достопримечательностям. А еще лучше -- спланируйте маршрут так, чтобы иметь возможность скипнуть такие точки.

По южному полукольцу трафик резко обрывается после городка Вик. Это вполне объяснимо, т.к. дальше на восток ровно одна достойная точка, расположенная на асфальте. Зато какая!

От Ледяной Лагуны у меня лично сильнейшие впечатления. Это место попсовое, входит во все справочники по Исландии, расположено рядом с дорогой и все такое. Но это реально стоит видеть самому. Мы покатались по самом озеру на лодке, это тоже элемент из разряда must.

Прогулка на лодках, кстати, чуть не сорвалась. Конкретно наши "лодочники" брали детей не то от пяти, не то от семи лет. Ивану на тот момент еще не было трех, что вызвало нешуточное обсуждение у прокатчиков со звонками в какие-то вышестоящие органы. В результате добро под нашу ответственность мы получили, но оставался другой челлендж: уговорить Ваню облачиться в красивый спас. комбез. А Ваня вот такие вот переодевания не любит ужасно. Не знаю как, но Яна сделала невозможное и уговорила Ивана, когда я уже двадцать раз был готов отказаться от поездки.

Еще один пункт из списка must -- водопад Sellfoss. К нему нужно идти около получаса от водопада Detifoss, но оно того стоит. Не сходите -- будете локти кусать, а я вас прокляну. Правильный подъезд с 890 дороги. Чуть севернее по 864 дороге есть видовая точка на каньон Аусбирги. Если вам повезет, то там не будет никого и будут отличные виды на каньон.

Надо понимать, что существенная часть острова покрыта ледниками и лавовыми полями. Собственно середина острова и есть по большей части огромное лавовое поле. Если вы когда-нибудь ездили по пустыням на где-нибудь на востоке, то понимаете, о чем я говорю. Пейзаж довольно однообразный и может утомить. Нужно быть к этом готовым. Здесь же нужно аккуратно планировать ночевки. Кемпингов не очень много, а других мест для ночевок нет.

Нам очень понравились северо-западные фьорды. Место это, кажется, не слишком популярное из-за сравнительно плохой транспортной доступности -- чтобы туда доехать придется сделать довольно большую радиалку. Но мы прямо как-то душой там отдохнули и с удовольствием задержались бы еще на пару дней. Обязательно туда вернемся, тем более, что не все посмотрели.

Не буду утомлять раскладами по ценам и стонами относительно дороговизны. Да, все очень дорого. Но ничего не поделаешь, надо ехать.

Если получится, отдельным постом оформлю слайды.


Permanent link | File under: trips